Дочитала американское "Преступление и наказание" - "Американскую трагедию" Драйзера.
Первая книга этого автора для меня, удивлена гладкости восприятия: на несколько дней меня буквально поглотило подглядывание за фасады показного благополучия золотого века США.
В центре истории - судьба Клайда Грифитса, который не поражает ни личными качествами, ни талантами, только болезненным осознанием социальной несправедливости и тягой любой ценой приобщиться к высшим кругам общества. Композиция книги цельная, с четкими вехами жизни героя: экспозиция показывает причины, по которым Клайд заимел столь незавидный характер и одержимость идеей обогащения, вторая часть - призрачные возможности достижения цели и влияние среды, состязание между данностью и соблазнами, третья - трагедию, которая заключена и в предвзятости правосудия, и в невозможности определить вину. Мне кажется, автор в большей части винит общество, которое даже на судебном процессе продалось своим интересам. Но я думаю, здесь мрачное равновесие: некоторое время назад своим интересам наперекор моральным устоям продался Клайд на озере Большой Выпи.
Казнить нельзя помиловать.
Этой фразой описываются мои мысли на протяжении третьей части, причем запятая плавает от главы к главе. С одной стороны, я с начала книги уяснила для себя, что Клайд - подлец и беспринципная тварь, и его поведение вызывало омерзение на протяжении всего романа своей низостью и лживостью. Он не тот антигерой, к которым влечет, он слабый паразит. И я была рада тому, как судил его Мейсон. С другой - и автор не раз подчеркивает эту мысль - Клайд виновен, но в то же время он не сделал последний роковой шаг. И вся его жизнь подходит под этот вывод: на него нельзя повесить вину. То буржуазное американское общество виновато, то статья в газете, то ультиматумы в письмах. И все-таки суд вешает. И моя запятая опять плавает.
Удивительное произведение, где на протяжении 800 страниц я никому не смогла симпатизировать, и при этом так легко и увлеченно читала. Мастерство слога, глубина описательных моментов, высокая художественность, все это погружает в происходящее действие. Даже с учетом того, что мне не особо интересно читать про кастовые проблемы Америки 19 века.