А на нейтральной полосе цветы Необычайной красоты. (с)

Конечно, фанфики не могут научить чему-то особо выдающемуся, но иногда служат случайным толчком к новым открытиям. Вот, например, автора одного из них вдохновил на написание роман, о котором он упомянул в аннотации.
"Цветы для Элджернона", Дэниел Киз.
Начало 20 века, пара ученых разрабатывают способ улучшения интеллекта путем оперативного вмешательства. Они применяют его на белой красноглазой лабораторной мыши, на Элджерноне, и после этого он показывает чудеса мышиного интеллекта. Умственно отсталому мойщику сортиров в пекарне, 32-летнему Чарли, до мышиных результатов в некотором плане не дотянуться. Но это пока, потому что он примет участие в эксперименте и станет первым человеком, на котором опробуют теорию. Вот так судьба и хирургия сводят мышь и Чарли, делая их уникумами среди своих.
Книга написана в виде дневника от лица Чарли, и это великолепный, пробирающий до мурашек прием. Сначала продираешься через полное отсутствие знаков препинания, тонны ошибок, односложные рваные фразы и примитивный уровень развития, чтобы потом восхититься чистейшим языком и глубокими размышлениями гениального ума, прогрессирующего с небывалой скоростью.
По мере прогресса сознания с глаз главного героя спадает пелена невинного, доброго отношения к миру, сменяясь вуалью скепсиса и цинизма, мир познается теперь через призму логики, а не души. И тут же пугающая картина изменения отношения общества: пока ты ниже, хуже и не можешь за себя постоять - оно симпатизирует возможности показаться выигрышнее на твоем фоне, как только ты превосходишь общество - оно отказывается от тебя. По сути Чарли не находил себе место в нем ни до, ни после эксперимента, просто до этого он воспринимал эту позицию иначе, его социально-эмоциональный план не был развит абсолютно. Остался на уровне ребенка лет шести.
Фатальность неотступно преследует по мере развития действия. Чарли спешит жить, спешит наверстать упущенное, он читает статьи на двадцати языках, ночует в лабораториях, живет в библиотеках, и хоть его эмоциональное развитие тормозит по сравнению с интеллектуальным, - он получает на какое-то время любовь и принятие, то, чего его так грубо лишили в семье. А Элджернон безошибочно выбирает нужные повороты в лабиринте. И раньше, чем Чарли, достигает пика прогресса.
На первый план поставлена проблема личности, какой бы IQ не был - 60 или 180, и весь спектр отношений социума наглядно представлен на одном человеке. Вообще-то это - научная фантастика, но она тут - как каркас, а обрамление из психологии, этики. Под конец сюжет несется, как снежный ком под откос, неотвратимая развязка подана так, что замирает сердце. Почитайте, стоящая вещь. В небольшой объем уместилось много хорошего.
Там обязательно будут ромашки, Чарли.

Впечатляющая вещь. Но меня не покидал привкус "собачьего сердца".
Мне кажется, такие произведения сложно экранизировать.
По поводу экранизации - меня именно композиция (или как это лучше назвать, структура, особенность -_- ) книги затронула, то, что она в виде бумажного дневника, вся эта наглядность вплоть до пунктуации. ГГ сам не раз повторял, что не может даже надиктовывать на диктофон, стремясь именно к рукописям ) так что это произведение идеально ложится на бумагу, не на пленку.